Опыт применения санавиации для ликвидации последствий ЧС

Существуют различные определения чрезвычайной ситуации. Наиболее часто ЧС  определяют как нарушение нормальной жизни и деятельности людей на обьекте или определенной  территории, вызванное аварией,  катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также военными действиями, приведшие к людским и материальным  потерям.

В соответствии с приказом  МЧС РФ от 08. 07. 2004г №329 определены следующие критерии:

  1. Число погибших-2 и более;
  2. Число нуждающихся в госпитализации-4 и более;
  3. Прямой материальный ущерб более 100 МРОТ

Наиболее частым видом ЧС являются техногенные катастрофы: автомобильные аварии, крушения поездов, пожары, обрушения зданий. Пострадавшие в подобных ситуациях в большинстве своем будут иметь механические и термические травмы.

Количество пострадавших и тяжесть состояния зависит от причины ЧС. Однако, ведущими причинами летальности в первое время после получения травмы всегда являются кровотечение, нарушение дыхания и травматический шок.

Без оказания медицинской помощи в первый час после получения тяжелой травмы погибает около 30% раненых, через три часа это количество составляет порядка 60%, доходя до 90% к шестому часу задержки медицинской помощи. При этом считается, что количество несовместимых с жизнью травм обычно не превышает 10%.

Таким образом, ускорение оказания квалифицированной помощи существенно влияет на выживаемость.

С медицинской точки зрения, ЧС может быть определена как внезапно возникшая обстановка,  характеризующаяся человеческими жертвами и необходимостью:

  • быстрого реагирования (принятия решения)
  • оказанием помощи на месте происшествия
  • проведением эвакуациии пострадавших
  • ликвидацией негативных последствий

Санитарная авиация может успешно использоваться на любом из этих этапов

Часто чрезвычайные ситуации происходят в местах, недоступных для традиционного автомобильного транспорта. Например, даже в районах с развитой дорожной сетью при развитии катастрофы на железнодорожном транспорте спасательные формирования не смогут быстро выдвинуться на место происшествия.

В таком случае вертолет может отправляться с целью медицинской разведки. С воздуха можно эффективно оценить масштаб чрезвычайной ситуации, определить пути подъезда и подхода, выбрать места для установки штаба или сортировочного пункта. Существенным преимуществом является возможность посадки на подобранную с воздуха площадку; однако даже при невозможности ее выполнения всегда остается возможность десантирования персонала в режиме зависания с помощью лебедки или спускового устройства.

Для осуществления организации медицинской помощи должен отправляться специалист с соответствующей подготовкой. В его задачи должна входить координация спасательных служб, оперативная связь с медицинскими учреждениями, сортировка пострадавших. Он же может определить необходимость усиления задействованой в ликвидации ЧС авиагруппировки.

Читайте также  Перечень вертолетных площадок у лечебных учреждений

Более того, в условиях территорий с низкой плотностью населения наиболее вероятно, в имеющихся лечебных учреждениях не будет достаточного количества квалифицированных медицинских работников. С помощью санитарной авиации можно быстро доставить профильных специалистов (например, нейрохирурга или сосудистого хирурга)

Существует несколько систем сортировки пострадавших. Однако, медицинские ресурсы в зоне чрезвычайной ситуации всегда ограничены. Наша доктрина сознательно упрощает сортировку, выделяя всего три группы раненых:

1. Агонирующие пострадавшие с повреждениями, несовместимыми с жизнью (например, размозжение черепа с повреждением вещества головного мозга). В обычных условиях такие пациенты, безусловно, доставляются в стационары; однако в случае ЧС отвлечение ограниченных сил медицинской службы на эту категорию ухудшит качество помощи следующей категории пациентов —

2. Пострадавшие с обратимыми жизнеугрожающими состояниями, требующие немедленной медицинской помощи. Как уже отмечалась, ведущие причины смертности пострадавших — кровотечения, нарушения дыхания и травматический шок. Подготовленные медицинские специалисты могут проводить жизнеспасающие манипуляции (обезболивание, инфузионная терапия, остановка наружного кровотечения, обеспечение проходимости дыхательных путей, дренирование плевральной полости) непосредственно на месте происшествия, что позволит таким пострадавшим дождаться эвакуации и быть доставленными  на следующий этап помощи.

3. Пострадавшие, которым медицинская помощь может быть отсрочена. Несмотря на то, что к этой группе будут относится и раненые, не способные передвигаться самостоятельно (например, с изолированным повреждением костей конечностей), допустимая задержка квалифицированной медицинской помощи не повлияет на выживаемость.

Медицинская бригада, доставляемая вертолетом к месту происшествия, позволит наиболее эффективно помогать самой важной, второй группе пострадавших с жизнеугрожающими, но обратимыми состояниями. При этом необходимо иметь запас медикаментов и расходных материалов с учетом большого количества пострадавших.

Не все жизнеугрожающие состояния можно устранить на месте происшествия даже при наличии квалифицированной медицинской бригады. Например, продолжающееся внутреннее кровотечение или сдавление головного мозга требуют срочного оперативного вмешательства. Именно с этим связано понятие “золотого часа” — принято считать, что доставка пострадавшего на этап хирургической помощи в течение часа существенно улучшает прогноз.

Очевидно, что использование вертолета для эвакуации значимо сокращает время доставки пациента в стационар даже в условиях мегаполиса, не говоря уже об отдаленных местах происшествия. Следует помнить, что вертолетом будут доставляться наиболее тяжелые пациенты, соответственно медицинское оборудование воздушного судна должно соответствовать реанимобилю.

Даже с учетом ограниченной вместимости вертолета, редко позволяющей перевозить более двух пострадавших, при грамотной организации процесса как на месте происшествия, так и в стационаре, за счет быстроты передвижения вертолетом можно доставить в больницу значительное число пострадавших “челночным” способом.

Читайте также  Оказание экстренной помощи пострадавшим в ДТП

В районах с развитой инфраструктурой и дорожной сетью пострадавшие, особенно при значительном их количестве, обычно доставляются автомобилями в ближайшие лечебные учреждения для проведения экстренных хирургических вмешательств (остановка внутренних кровотечений, трепанация черепа, операции damage control). Однако локальные больницы обычно не обладают возможностью оказания специализированной высококвалифицированной помощи. Так, например, в Ленинградской области расположены 18 центральных районных больниц, но только две из них имеют статус травмоцентров первого уровня (т.е. способны принимать пострадавших любого профиля круглосуточно. Областная клиническая больница находится в черте города С-Петербурга. Соответственно, большинство лечебных учреждений способны оказать только первичную хирургическую помощь.

Состояние пациента после тяжелой травмы принято называть травматической болезнью. Доказано, что при выполнении основного объема хирургических вмешательств, в том числе реконструктивных, в течение первых двух суток существенно улучшается прогноз. Таким образом, после жизнеспасающего хирургического вмешательства пострадавшие должны как можно быстрее перемещаться в профильный стационар. Однако,  транспортировка автомобильным транспортом может занимать длительное время (до шести часов в пределах Ленинградской области) и из-за неблагоприятных факторов перемещения по дорогам приводить к ухудшению состояния. Транспортировка таких больных средствами санитарной авиации — очевидное решение этой проблемы.

После завершения “горячей” фазы ликвидации ЧС наступает черед ликвидации последствий. Применительно к медицине это означает репатриацию пострадавших из-за рубежа или перемещение на долечивание/реабилитацию к месту жительства. Существует несколько способом перевозки пациентов воздушными судами. Для этого могут применятся как регулярные коммерческие авиарейсы при условии сопровождения медицинским персоналом с соответствующим оборудованием, так и специализированные медицинские самолеты и вертолеты.

ООО “Медспас” в Санкт-Петербурге с 2014 года оказывает медицинскую помощь вертолетной бригадой в виде частно-государственного партнерства. За период с 21.05.2014 г. по 21.05.2015 г. авиамедицинской бригадой выполнено 345 санитарных вылетов, в том числе 281 вылет для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Время с момента получения сигнала о ДТП до вылета санитарного вертолета составляет не более 10 мин. Максимальное время прилета санитарного вертолета от площадки базирования до любой точки в зоне ответственности авиамедицинской бригады – не более 9 мин. Посадка санитарного вертолета производится на дорожное полотно или в непосредственной близости от него. Максимальное время, затрачиваемое на оказание экстренной медицинской помощи на месте ДТП – не более 15 мин, максимальное время эвакуации пострадавшего с места ДТП в лечебное учреждение – не более 6 мин.

Читайте также  Коммерческие санитарные рейсы

Таким образом, максимальное время, затрачиваемое на эвакуацию пострадавших в ДТП в зоне ответственности авиамедицинской бригады, составляет не более 40 минут с момента получения сигнала о ДТП.

На сегодняшний день компания Хелидрайв-Медспас использует три специализированных вертолета легкого класса. Эти машины с полетной массой до 3,5 тонн оборудованы современным высотехнологичным оборудованием, соответствующим оснащению реанимобиля и позволяют транспортировать одного лежачего пациента в состоянии любой тяжести в сопровождении бригады из врача-анестезиолога-реаниматолога и фельдшера.

Санитарная авиация Хелидрайв-Медспас активно используется для вторичной эвакуации пострадавших в ЧС из районных больниц в специализированные профильные стационары. В 2016 году вертолеты привлекались для ликвидации последствий крупных автомобильных аварий, например ДТП с туристическим автобусом в Выборгском районе.

Транспортировка пострадавших на дальние расстояния с помощью вертолета возможна, но малорентабельна. Дальность полета санитарного вертолета легкого класса составляет около 500 км при скорости порядка 200 км/ч. Таким образом, радиу работы ограничен расстоянием 250 — 260 км.

Однако, при наличии возможности для дозаправки на промежуточной посадочной площадке дальность полета может быть существенно увеличена. Для координации и управления подобной сети дозаправочных площадок необходимо рассмотреть вопрос создания единой межрегиональной специализированной компании-оператора санитарной авиации (наподобие немецкой ADAC).

Кроме того, служба санитарной авиации Медспас разработала концепцию сотрудничества с основными гражданскими авиаперевозчиками для транспортировки больных регулярными авиарейсами.

Ликвидация последствий ЧС — важная, но не единственная функция санавиации. Вертолет не обязательно должен применяться только для транспортировки больных.

К примеру, в Ленинградской области на сегодняшний день доставка высококвалифицированного специалиста (например, сосудистого или нейрохирурга) в районную больницу для проведения вмешательства осуществляется автотранспортом. При непосредственной длительности работы специалиста в операционной 1-2 часа время в пути может составлять 6 — 8 часов, что нерентабельно как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения целесообразности использования ресурсов.